RegionalCOM
ОЭЗ в Томске
Пути развития края
Зона отдыха - Алтай
Топливно-энергетический комплекс

  Информация предоставлена

Департаментом по недропользованию
и развитию нефтегазодобывающего
комплекаса администрации
Томской области"

http://tomsk.gov.ru/

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

 

Концепция развития нефтяной и газовой промышленности Томской области на 2001-2005 гг. и период до 2030 г.> была одобрена Государственной Думой Томской области 24 января 2001 г.

Прогноз уровней добычи нефти и газа дан для западной части территории области, где сосредоточены все разрабатываемые и подавляющее большинство открытых месторождений нефти и газа. Эта территория, в соответствии со сложившейся организацией добычи нефти, газа и сформированной инфраструктурой разбита на четыре нефтегазодобывающих района (НГДР) - Стрежевской, Васюганский, Лугинецкий и Двуреченско-Игольский

Добыча нефти. Концепция предусматривала, что добыча нефти в области составит в 2002 г. - 7,9 млн. т и в 2005 г. - 12,1 млн. т. В концепции был предусмотрен ввод в разработку в 2002 - 2010 гг. открытых, но неразрабатываемых в настоящее время месторождений, а за пределами 2010 г. новых, не выявленных в настоящее время месторождений. Добыча нефти должна быть доведена к 2010 г. до 14.2 млн. т и далее удерживаться на этом уровне.

В 2000 г. Стрежевской, Васюганский и Двуреченско-Игольский НГДР обеспечивали примерно одинаковую добычу - около 2 млн. т, а Лугинецкий - менее 1 млн. т. Начиная с 2005 г., наибольшая добыча (более 5,7 млн. т) определена в Двуреченско-Игольском районе, добыча в остальных НГДР составила 1,5-3,4 млн. т. После 2015 г., согласно прогнозу, добыча нефти во всех НГДР на открытых месторождениях будет сокращаться. При этом распределение добычи по НГДР и по годам (2015 и 2030 гг.) будет выглядеть следующим образом: Стрежевской НГДР - 14,1 и 10,7 %; Васюганский НГДР - 22,2 и 18,0 %; Двуреченско-Игольский НГДР - 39,3 и 35,0 % и Лугинецкий НГДР - 25,3 и 37,0 % соответственно.

На месторождениях, где крупнейшее нефтедобывающее предприятие области ОАО <Томскнефть> в настоящее время ведет добычу нефти, она будет снижаться уже после 2005 г. Если в 2000 г. она составляла 97,8 % от добычи по области в целом, то в 2005 г. около 88,0 %, а к 2030 г. может сократиться до 43,4%.

Ввод в разработку всех открытых в настоящее время месторождений может обеспечить некоторый рост добычи и ее стабилизацию на уровне 12,0-13,0 млн. т до 2013 г. После этого добыча на них начнет снижаться.

Устойчивая добыча нефти в области на уровне 12-13 млн. т потребует реализации крайне напряженной программы геологоразведочных работ. После 2015 г. добыча нефти в Томской области может быть сохранена на достигнутом уровне только в случае, если к этому времени в результате геологоразведочных работ будет открыто много новых месторождений, ввод которых в разработку начнется не позднее 2009-2010 гг.

Для реализации в полном объеме концепции и стабилизации добычи нефти необходимо принять меры по увеличению начальных и текущих дебитов скважин и довести объем эксплуатационного бурения в 2005 г. до 260,0 тыс. м, в 2010 г. - 304, тыс. м, в 2020 г. - 258,7 тыс. м и в 2030 г. - 258,7 тыс. м. Всего за 2000-2030 гг. необходимо пробурить 7,9 млн. м эксплуатационных скважин. ОАО <Томскнефть> для увеличения начальных дебитов скважин планирует широко применять такие методы как гидроразрыв пластов и горизонтальное бурение.

Для сохранения на долгосрочную перспективу роли нефтяной промышленности в экономике Томской области необходимо реализовать две крупные инвестиционные программы:
1. <Программа ввода в разработку выявленных месторождений, интенсификации добычи нефти и развития инфраструктуры нефтяной промышленности на территории Томской области> ;
2. <Программа регионального геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы на территории Томской области>.

Полученные оценки показывают, что реализация основных положений Концепции развития нефтяной промышленности Томской области потребует значительных капитальных вложений. Необходимы большие объемы эксплуатационного бурения, промыслового строительства, замена морально и физически устаревших основных фондов, введение нового прогрессивного оборудования, развитие инфраструктуры трубопроводного транспорта и др. На сегодня, даже при значительных ценах на углеводородное сырье, этого не наблюдается.

Основными условиями и результатами реализации концепции развития нефтяной промышленности являются:
1. Капитальные вложения - 8,5 млрд. долл. США (в ценах 2000 г.).
2. Накопленная добыча нефти за период 2001-2030 гг. - около 384 млн. т.
3. Поступления в бюджеты различных уровней - более 25,6 млрд. долл. США (в ценах 2000 г.), в том числе в федеральный - 14,1 млрд. долл. США, в областной - 8,8 млрд. долл. США, в районные - 1,9 млрд. долл. США, в специальные фонды - около 825 млн. долл. США.
4. Наличие положительных накопленных денежных потоков в течение всего рассматриваемого периода.
5. Прибыль после выплаты налогов - 13,4 млрд. долл. США (в ценах 2000 г.).

Добыча газа. В <Концепции развития нефтяной и газовой промышленности Томской области> показано, что добыча газа на разрабатываемых и планируемых к вводу в промышленную разработку уже открытых месторождениях распределится по годам следующим образом: 2010 г. - 12,2 млрд. м3, 2020 г. - 7,8 млрд. м3 и 2030 г. - 3,5 млрд. м3. В ближайшие тридцать лет основная добыча газа будет производиться на Мыльджинском месторождении, заметную роль будут играть также Лугинецкое и Северо-Васюганское месторождения. Начиная с 2013 г., прогнозируется падение добычи газа на открытых к настоящему времени месторождениях. Поддержание постоянной добычи на уровне 12 млрд. м3 возможно лишь при открытии и вводе, начиная с 2013 г., в разработку новых месторождений. Накопленная добыча составит на начало 2011 г. - 104,7 млрд. м3, 2021 г. - 226,7 млрд м3, 2031 г. - 348,6 млрд. м3.

Добыча конденсата на территории Томской области на разрабатываемых и планируемых к вводу открытых в настоящее время месторождениях, распределится по годам следующим образом: 2010 г. - 1,4 млн. т, 2020 г. - 1,0 млн. т, 2030 г. - 0,5 млн. т. Такой прогноз является осторожным (оценка снизу). По данным ОАО <Востокгазпром> реальное содержание конденсата в газе Мыльджинского месторождения существенно выше, чем это было установлено при разведке месторождения, выполненной 35 лет назад. Это позволило считать, что объемы добычи конденсата могут быть доведены до 2,0-2,2 млн. т в год. Вследствие исчерпания запасов на открытых месторождениях с 2013 г. на них ожидается снижение добычи конденсата. Только за счет открытия и ввода в разработку начиная с 2013 г. новых месторождений возможно поддержание добычи конденсата на уровне 1,4 млн. т. В этом случае показатель накопленной добычи может составить в начале 2011 г. - 10,6 млн. т, 2021 г. - 24,8 млн. т, 2031 г. - 39,0 млн. т.

Как показали оценки ОАО <Томскгазпром>, оптимальным для разработки является сочетание вертикального, наклонно направленного и горизонтального глубокого эксплуатационного бурения. Согласно расчетам, для обеспечения проектируемых объемов добычи газа и конденсата необходимо ежегодно бурить в 2002 - 2010 гг. от 22 до 58 тыс. м вертикальных и наклонно направленных и 13,4-34,7 тыс. м горизонтальных скважин. Всего за 2000-2030 гг. необходимо пробурить 880 тыс. м вертикальных и наклонных и 530 тыс. м горизонтальных скважин.

Основными условиями и результатами реализации Концепции развития газовой промышленности являются:
1. Капитальные вложения - 3,5 млрд. долл. США (в ценах 2000 г.).
2. Накопленная добыча газа за период 2001-2030 гг. - 342,7 млрд. м3.
3. Накопленная добыча конденсата за период 2001-2030 гг. - 38,8 млн. т.
4. Поступления в бюджеты различных уровней - более 12,6 млрд. долл. США (в ценах 2000 г.), в т. ч. в федеральный - 6,2 млрд. долл. США, в областной - 4,9 млрд. долл. США, в районные - 1,1 млрд. долл. США, в специальные фонды - около 364 млн. долл. США.
5. Наличие положительных накопленных денежных потоков через 7-8 лет после начала реализации Концепции.
6. Прибыль после выплаты налогов - 10,2 млрд. долл. США (в ценах 2000 г.).

Таким образом, концепция развития газовой промышленности, при ее реализации, позволит изменить структуру топливно-энергетического баланса в области и соседних сибирских территориях, интенсифицировать работу высокотехнологичных предприятий химической промышленности, значительно увеличить поступления налогов в бюджеты различных уровней. Коммерческая привлекательность проекта может резко повыситься уже в ближайшие годы в результате намеченного Федеральной энергетической комиссией РФ поэтапного увеличения цены природного газа до 55 долл./тыс. м3 в течение 2001-2008 гг.

Главными задачами геологоразведочных работ на 2006-2010 гг. согласно <Концепции развития нефтяной и газовой промышленности> являются:
1. воспроизводство минерально-сырьевой базы, обеспечивающее устойчивое развитие нефтяной и газовой промышленности области после 2010г.;
2. региональное геолого-геофизическое изучение территории области с целью выявления новых перспективных нефтегазоносных комплексов, областей и районов для формирования минерально-сырьевой базы на средне- и долгосрочную перспективу.

Согласно концепции добычи газа, за 2001 - 2030 гг. в области будет добыто 348,6 млрд. м3. Из них за счет запасов категории С1 и С2 (как и для нефти, имеются ввиду запасы этих категорий по состоянию на 01.01.2006 г.) будет добыто 257,1 млрд. м3 (83,5 % от запасов этих категорий.). По состоянию на 01.01.2031 г. остаточные запасы газа на месторождениях, открытых в настоящее время, будут равны 57,6 млрд. м3. Выработанность запасов газа на этих месторождениях будет еще выше, чем на нефтяных, и достигнет 81,9 %. За счет ресурсов категорий С3 и D1, которые еще предстоит перевести в запасы категории С1, будет добыто 91,5 млрд. м3. Если принять при определении уровня прироста запасов газа те же соображения, что и для нефти, то минимально необходимый прирост запасов должен быть равен 230 млрд. м3, т.е. около 7,5 млрд. м3 в год. Прирост запасов конденсата составит при этом 26 млн. т. за тридцать лет.

При этом варианте воспроизводство минерально-сырьевой базы добычи нефти составит 80,5%, газа - 67,4%.

Для оценки реальности таких приростов запасов необходимо сравнить их с ресурсами категорий С3 и D1. Анализ показывает, что ресурсы нефти этих категорий в Томской области равны 812,5 млн. т. Значит, в первом из рассмотренных выше вариантов в запасы категории С1 будет переведено около 38 % ресурсов категорий С3 и D1, во втором варианте - 59 %. Учитывая значительную длительность периода прогноза, с точки зрения состояния ресурсов намеченные уровни прироста запасов вполне реальны.

Более сложным является обеспечение устойчивого развития газовой промышленности в области за пределами 2030 г. Ресурсы газа категорий С3 и D1 в Томской области равны 322,5 млрд. м3. Значит, в первом из рассмотренных выше вариантов в запасы категории С1 будет переведено около 70 % ресурсов категорий С3 и D1, во втором варианте - ресурсов газа категории D1 для обеспечения планируемого прироста запасов газа не хватает и необходимо предусматривать частичный перевод в запасы категории С1 ресурсов категории D2. Это делает прогноз устойчивого развития газовой промышленности за пределами 2030 г. значительно менее достоверным.

В соответствии с выполненной количественной оценкой перспектив нефтеносности <Концепция> рекомендует сконцентрировать поисковые работы в следующих районах:

  • Каймысовская нефтегазоносная область, Каймысовский район, Двуреченская зона нефтенакопления, горизонт Ю1;

  • Каймысовская нефтегазоносная область, Нюрольский район, Худорожковская зона нефтенакопления, горизонт Ю1, Ю11;

  • Васюганская нефтегазоносная область, Александровский район, горизонты Ю1, Ю11;

  • Васюганская нефтегазоносная область, Средневасюганский район, горизонт Ю1,

  • Васюганская нефтегазоносная область, Пудинский район, Лугинецкая зона, горизонты Ю1, Ю2-Ю9, НГГЗК (палеозой),

  • Васюганская нефтегазоносная область, Пудинский район, Чузикско-Чижапская зона, горизонты Ю1, Ю2-Ю9, НГГЗК (палеозой),

  • Васюганская нефтегазоносная область, Средневасюганский район, горизонт Ю1;

  • Пайдугинская нефтегазоносная область, Парабельский район;

  • Пайдугинская нефтегазоносная область, Усть-Тымский район.

Программа лицензирования недр и лицензионные соглашения должна была учитывать необходимость сосредоточения поисковых работ на этих приоритетных направлениях.

Проведение поисковых работ в отдельных слабоизученных районах должно было проводиться за счет средств бюджетных средств. Концепция рекомендует Администрации и Думе Томской области законодательно зафиксировать размер ассигнований на воспроизводство минерально-сырьевой базы за счет средств, поступающих в бюджет области от налога на добычу полезных ископаемых. Область должна располагать Программой воспроизводства минерально-сырьевой базы на распределенном и нераспределенном фонде недр.

Сводные экономические показатели развития нефтяной и газовой промышленности. Согласно <Концепции развития нефтяной и газовой промышленности Томской области> в период 2001-2030 гг. будет добыто:

  • нефти - 383,9 млн. т;

  • природного газа - 342,7 млрд. м3;

  • газового конденсата - 38,8 млн. т.

При формировании программы геологоразведочных работ на 2006-2010 гг. мы исходим из обоснованных выше уровней добычи нефти и газа.

Концепция развития нефтяной и газовой промышленности Томской области является высокоэффективным коммерческим проектом, реализация которого особо выгодна для государства, так и для недропользователей. Одновременно Администрация не имеет возможности учитывать изменения внутренней и внешнеэкономической конъюнктуры, регулировать перераспределение налогового бремени и состояние инвестиционного климата в этом важнейшем секторе экономики области.

Эти положения вошли, как основные, в разработанную краткосрочную концепцию развития предприятий недропользования.

Уже с 2004 года наметилось расхождение основных положений утвержденной Государственной Думой Томской области Концепции в части добычи углеводородного сырья и объемов геологоразведочных работ. Начиная с этого года наметилась устойчивая тенденция по превышению объемов добычи нефти над утвержденными значениями и снижением объемов геологоразведочных работ, что делает реализацию основных решений Концепции невыполнимыми. Это обусловило принятие решения о корректировке положений принятой Государственной Думой Томской области Концепции. Однако последовавшая далее обстановка вокруг ОАО <НК <ЮКОС> не позволила реализовать это решение. Наметилось отставание по вводу новых месторождений в разработку по ОАО <Томскнефть> и резкое снижение объемов добычи нефти, обусловленное интенсивными отборами в период 2002-2004 г.г.

 

 

 

Все права защищены. При использовании материалов сервера - ссылка обязательна!
Информационный сервер www.regionuru.ru. Учредитель – ЗАО ИДК «Энтрон».
Cоставление, банк информации – Издательский дом корпорации «Энтрон».
E-mail: entron@ab.ru