RegionalCOM
Пути развития края
Зона отдыха - Алтай
Новосибирск: 2030г.
Транспортный комплекс

Важнейшей составляющей работы комплекса является работа общественного пассажирского транспорта, устойчивое функционирование которого определяет качество жизни населения города.

Перевозку пассажиров наземным видом транспорта в Новосибирске и его пригороде осуществ-ляют 12 муниципальных унитарных предприятия Управления пассажирских перевозок и немуниципальные перевозчики.

Ежедневно на маршрутах работает 674 ед. муниципального транспорта, из них: 308 автобусов, 241 троллейбус, 125 трамваев, 60 микроавтобусов и 1851 ед. немуниципального транспорта.

В МУ "ЦУГАЭТ" на 01.01.2006 зарегистрировано 2425 немуниципальных автобусов различной вместимости (из них 1214 ед. - это особо малой вместимости типа Газель, 176 ед. большой вместимости, остальные 1035 ед. типа ПАЗ).

Всего заключено 1106 договоров.

В настоящее время, несмотря на интенсивное развитие немуниципального транспор¬та, основная нагрузка по-прежнему ложится на плечи муниципального пассажирского транспорта. Для обеспечения стабильности в этом социально-значимом секторе экономики города его доля должна быть не менее 60-70%. Такое соотношение муниципального и частного транспорта позволит регулировать общий уровень цен на рын¬ке пассажирских транспортных услуг, обеспечить доступность пассажирских перевозок для всех без исключения слоев населения.

Упорядочение тарифной политики на муниципальном транспорте со стороны мэрии и администрации области положительно влияет на стабилизацию тарифов и на немуниципальном транспорте способствует развитию всех видов перевозок, обновлению подвижного состава, получению дополнительных доходов.

За 2005 год объем перевезенных пассажиров всеми видами транспорта составил 425,5 млн. пасс., в том числе немуниципальным транспортом 156,5 млн. пасс.

Управлением пассажирских перевозок перевезено - 207,1 млн. пасс. (48,6%), метрополитеном -61,9 млн. пасс. (14,5%).

Структура объемов перевозки пассажиров по видам транспорта составляет: метро - 14,5%; автобус -19,0%; троллейбус - 18,9%; трамвай - 10,8%.

Немуниципальным транспортом - 36,8%.

За 2005 год, в условиях монетизации, доход от перевозки пассажиров составил 965,4 млн. руб. Доходы от прочей деятельности по всем муниципальным предприятиям получены в сумме 60,0 млн. руб. В прошлом году доходы от перевозки пассажиров составляли 609,3 млн. руб.
Анализ доходов от перевозки пассажиров показывает, что по разовым билетам произошел рост на 21,3% или на 107,1 млн. руб., увеличилась реализация общегражданских и студенческих проездных билетов на 35% или на 37 млн. руб.

За 2004 год бюджетные ассигнования на погашение убытков от перевозки льготных категорий пассажиров составили 564,6 млн. руб., за 2005 год в сумме 16,6 млн. руб. С февраля 2005 года реализовано 1 млн. 134 тыс. месячных билетов и 129,3 тыс. квартальных билетов.
В среднем в месяц воспользовались ЕСПБ 38,434 тыс. человек. Всего продано ЕСПБ на сумму – 137,0 млн. руб.

По договору с департаментом транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области о компенсации убытков пригородных автобусных маршрутов получено – 2,466 млн. руб., что является недостаточным и не покрывает все убытки на перевозку жителей области.

Расходная часть предприятий УПП за 2005 год составила в сумме 1295,2 млн. руб., затраты по сравнению с прошлым годом снижены на 3,9% или на 52,1 млн. руб.

Убытки за 2005 год по балансу достигли 352,2 млн. руб., в том числе по основной деятельности – 265,4 млн. руб.

Доходная ставка на 1 перевезенного пассажира за 2005 год по городским перевозкам при тарифе 7 руб. составила: по трамваю – 4,5 руб. (-33%); по троллейбусу – 4,2 руб. (-12%); по автобусу – 4,3 руб. (-43%).

Выработка на транспортную единицу ходового парка за 2005 год составила:

- по автобусу – 956,6 тыс. руб.;
- по троллейбусу – 1392,0 тыс. руб.;
- по трамваю – 1729 тыс. руб.

Такое финансовое состояние привело к банкротству части муниципальных предприятий, либо введению внешнего конкурсного наблюдения по решению Арбитражных судов.

Основными причинами столь тяжелого финансового состояния муниципальных пассажирских предприятий являются:

1. Перевозка в течение длительного предшествующего периода 56 категорий льготников без полной должностной компенсации.
2. Получение дотаций из городского и областного бюджетов не в полном объеме.
3. Недостаточно жесткое руководство со стороны администрации предприятий в борьбе за доходы от перевозок с водителями и кондукторами в условиях значительного ухудшения финансового состояния.

Эти основные причины и привели к невыплатам даже заведомо заниженных зарплат, неплатежам в бюджетные и внебюджетные фонды.
Наиболее приемлемым возможным выходом из сложившейся ситуации - это - реорганизация существующих предприятий путем образования новых юридических лиц.

Так, к МУП "Заельцовское троллейбусное депо № 3», которое уже переименовано в МУП "Горэлектротранспорт" присоединяются в качестве филиалов все предприятия электрического транспорта - 3 троллейбусных, 2 трамвайных депо, вспомогательные предприятия «Служба энергохозяйства» и «Служба пути».

Сложнее обстоит дело с автобусными предприятиями, выполняющими внутригородские, пригородные и междугородние перевозки.
Наиболее устойчиво работающим предприятием является МУП "ПАТП-4" финансовое состояние которого лучше, чем у других ПАТП, в основном из-за междугородних перевозок.

В 2005 году путем объединения производственных площадок ПАТП-1 и ПАТП-9 создано ПАТУ-8, соответственно на базе ПАТП-2 и ПАТП-7 создано "Пассажиравтотранссервис". Ожидаемая экономия от реорганизации предприятий в 2006 году составит 58 млн. рублей. Департаментом планируется работа по дальнейшей реорганизации автотранспорта путем создания единого предприятия, в
котором будут сосредоточены все финансовые средства, что позволит осуществить их рациональное использование.
В январе текущего года Новосибирскому метро исполнилось 20 лет.

В истекшем году в метрополитене введена в эксплуатацию станция "Березовая роща" со среднесуточным объемом перевозок 4900 пассажиров - это 2,9% прироста к общему объему перевозок.

Теперь наше метро имеет 12 станций, 14,3 КМ ПУТЕЙ. Метрополитен работает устойчиво, обеспечена высокая регулярность движения и культура обслуживания.

За 2005 год метрополитеном перевезено 61,86 млн. пассажиров. В общегородских перевозках на метрополитен приходится 14,5% пассажиров. В морозном январе этого года перевезено почти пассажиров больше, чем в среднем за месяц.

Метрополитен является планово-убыточным предприятием, однако его убытки от перевозочной деятельности покрыты доходами от услуг, оказываемых сдачей в аренду свободных площадей. Проводя гибкую тарифную политику по внедрению электронной расчетной карты, в метрополитене средняя доходная ставка составила 6,4 руб. за перевозку 1 пассажира.

В системе оплаты проезда в метрополитене в течение нескольких лет действует электронная расчетная карта - прообраз той, что будем внедрять на наземном транспорте.

Из задач на текущий 2006 год за счет собственных средств при новом тарифе, руководству метрополитена предстоит:

- выполнить своевременный капитальный и текущий ремонты, реконструкцию объектов и оборудования, в том числе ремонтные работы по станции «Студенческая»;
- осуществить антитеррористические мероприятия для обеспечения безопасных перевозок граждан;
- приобрести 2 моторных вагона.

Информация предоставлена департаментом транспорта и дорожного хозяйства НСО

Все права защищены. При использовании материалов сервера - ссылка обязательна!
Информационный сервер www.regionuru.ru. Учредитель – ЗАО ИДК «Энтрон».
Cоставление, банк информации – Издательский дом корпорации «Энтрон».
E-mail: entron@ab.ru