RegionalCOM
ОЭЗ в Томске
Пути развития края
Зона отдыха - Алтай
Градостроительная модель «Большой Новосибирск»

1. Тенденции градостроительной политики города Новосибирска

Развитие города Новосибирска может пойти по нескольким вариантам:

а) развитие города, как промышленного и научного центра. По этому варианту предполагается сохранение научного и промышленного потенциала, привлечение инвесторов в промышленность, диверсификация производств.

б) развитие города, как торгово-транспортного центра. Предполагается укрепление сложившегося транспортного узла, появления новых логических центров крупного регионального транспортного модуля.

в) развитие города, как инновационного информационного центра. Речь идет о создании информационных инновационных технопарковых зон, внедрение и развитие передовых высоких технологий, формирования рынка информационных, финансовых, образовательных услуг.
Специфика ситуации заключается в том, что Новосибирску скорее всего придется сочетать все варианты в различном пропорциональном отношении.

Анализ инвестиционной активности строительного бизнеса в Новосибирске показывает, что на данном этапе все более начинает доминировать сценарий развития города, как сервисного бизнес-центра. Об этом свидетельствуют городские новостройки, площадки, выделенные под крупные логистические центры, торговые склады, бизнес-центры, оптовые рынки, торгово-развлекательные центры и т.п.
Новосибирск уже сегодня стягивает в себя не только финансовые и логические потоки, но прежде всего человеческие ресурсы. Город становится притягательным местом не только для населенных пунктов входящих в состав Новосибирской области и соседних регионов, но и для трудовых мигрантов из бывших республик Средней Азии, сопредельных государств.

Новосибирск реально становится деловым, финансовым, информационным центром региона. Такое положение должно быть закреплено посредством реализации целенаправленной туристической, культурной, образовательной политики, развитием сети инфраструктур. Эти тенденции должны быть учтены в генеральном плане, при разработке принципов настоящей и будущей градостроительной политики.

Одной из главных задач новой градостроительной политики должно стать формирование условий для активизации процесса размещения на территории города пионерных (в мировом масштабе) производств, бизнес- и сервисных объектов, увеличивающих привлекательность и конкурентоспособность Новосибирска, капитализирующих его территорию.

Концепцией предусмотрена поэтапная реализация перспективной градостроительной политики и выделены приоритеты на каждом из этапов:

- до 2015 г. – наращивание объемов комплексного жилищного строительства, модернизация инженерной инфраструктуры, развитие магистральной сети, начало комплексной реконструкции;
- до 2030 г. – дальнейшее развитие магистральной сети, реорганизация промышленных зон, перебазирование экологически вредных производств; активное строительство инфраструктурных объектов энергетики, реконструкция старогородских районов;
- далее 2030 г. – завершение структурной реорганизации в масштабе агломерации.

Общая площадь «Большого Новосибирска» составит к 2050 г. ориентировочно 60-65 тыс. га.

Укрепление межрегионального статуса Новосибирска потребует решения следующих градостроительных задач по развитию транспортного каркаса агломерации:

• завершение строительства внешнего транспортного кольца вокруг города (северный, восточный, юго-западный обходы) с сооружением 5 мостовых переходов через р. Обь;
• коренная реконструкция основных вылетных трасс со строительством транспортных сооружений – развязок, тоннелей, мостов, путепроводов (Бердское, Мошковское, Гусинобродское, Ордынское, Колыванское шоссе);
• реконструкция железнодорожной сети с целью создания кольцевой железной дороги, связывающей ядро (собственно город) с пригородной зоной и внешней зоной агломерации.

2. Этапы реализации предложений по территориальному планированию

В качестве критериев обоснования предложений по территориальному планированию жилищного строительства в Концепции приняты перспективные базовые параметры, выведенные из динамики роста показателя средней обеспеченности общей площадью жилья на одного жителя.

Принимая во внимание социальную направленность перспективной городской политики, в Концепции заложены следующие показатели:

2005 г. – 18,8 кв. м/чел.;
к 2015 г. – 22,0 кв. м/чел.;
к 2030 г. – 30,0 кв. м/чел.;
к 2050 г. – 40,0 кв. м/чел.

Принятая в Концепции динамика роста обеспеченности жильем учитывает целевые показатели Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска, согласно которому уровень обеспеченности жильем к 2020 г. возрастет до 24-26 кв. м общей площади на человека.

Повышение уровня обеспеченности общей жилой площадью – исходя из прогнозируемого роста численности населения (2015 г. – 1430 тыс. чел., 2030 г. – 1500 тыс. чел., к 2050 г. – 1600 тыс. чел.) – потребует соответствующего увеличения жилого фонда города (при существующем жилом фонде в 26500 тыс. кв. м с учетом его частичного выбытия), объем общей площади которого должен составить:

к 2015 г. – 35000 тыс. кв. м;
к 2030 г. – 45000 тыс. кв. м;
к 2050 г. – 64000 тыс. кв. м.

Исходя из основного варианта прогнозируемой численности населения города и динамики обеспеченности жильем (с учетом нормируемой плотности населения 220 чел. на 1 га) площадь территории под жилую застройку достигнет:

2005-2015 гг. – 8690 га;
2015-2030 гг. – 12040 га;
2030-2050 гг. – 16560 га.

Приоритетными задачами первого периода (2006-2015 гг.) станут следующие:

1. Освоение первоочередных площадок под комплексное жилищное строительство с нарастающими ежегодно объемами, увеличение объемов реконструкции кварталов со сносом ветхого и аварийного жилья.

2. Строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктур (с сооружением Кировского (Оловозаводского) моста через р. Обь) в целях обеспечения жилищного строительства и развития города в целом.

В период до 2015 г. продолжится строительство жилья на ранее отведенных застройщикам земельных участках. В их состав входят первые очереди строительства и продолжение застройки жилых массивов, выборочная застройка и достройка. Таким образом, только завершение строительства на уже отведенных земельных участках позволит ввести в эксплуатацию не менее 5 млн. кв. м жилья.

В рассматриваемый период начнется освоение новых крупных площадок в рамках реализации национальной программы строительства доступного и комфортного жилья, с завершением их застройки в полном объеме после 2015 г. Конкретное размещение начатого и планируемого жилищного строительства по районам города (с выделением этапов 2006-2015 гг. и 2015-2020 гг.) приведено в таблице.

Объемы жилищного строительства и реконструкции г. Новосибирска

Наименование площадок Объем строительства, тыс. кв. м
Всего 2006-2015 гг. 2015-2020 г.
ДЗЕРЖИНСКИЙ РАЙОН
Микрорайон по ул. Лежена 87 30 57
ул. Фрунзе 63 30 33
Микрорайон Кирпичная горка 217 100 117
пр. Дзержинского 100 45 55
ул. Доватора – Есенина 50 20 30
ул. Волочаевская 200 60 140
Выборочная застройка и достройка 150 55 95
Итого: 867 340 527
Общая площадь участков по району (га) 95,2 36,9 58,3

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАЙОН
Жилой массив Прибрежный 472 200 272
Выборочная застройка и достройка 182 90 92
Итого: 654 290 364
Общая площадь участков по району (га) 71 31,5 39,5

ЗАЕЛЬЦОВСКИЙ РАЙОН
Микрорайон Ельцовка-1 378 175 203
Микрорайон по ул. Д. Ковальчук 200 101 99
Микрорайон по ул. Сухарной 100 70 30
Квартал по ул. Кедровой 53 13 40
Квартал в пос. Мочище 22 11 11
Выборочная застройка и достройка 50 35 15
Итого: 803 405 398
Общая площадь участков по району (га) 89,2 45 44,2

КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН
Жилой массив Родники 684 330 354
пос. Пашино 100 25 75
Выборочная застройка и достройка 105 53 52
Итого: 889 408 481
Общая площадь участков по району (га) 98,7 45,3 53,4

КИРОВСКИЙ РАЙОН
Жилой массив Северо-Чемской 200 60 140
Жилой массив Южно-Чемской 790 335 455
Жилой массив Затулинский 170 110 60
Жилой массив Акатуйский (ул. Петухова) 230 120 110
Выборочная застройка и достройка 155 95 60
Итого: 1545 720 825
Общая площадь участков по району (га) 166,12 77,41 88,71

ЛЕНИНСКИЙ РАЙОН
Микрорайон Горский 204 104 100
Жилой массив Западный (ул. Ереснинская) 100 50 50
Жилой массив Тихвинский 142 75 67
Квартал по ул. Плахотного 100 50 50
Микрорайон Машиностроитель 100 50 50
Жилой массив Затон 60 10 50
Квартал по ул. Троллейной 30 30 −
Выборочная застройка и достройка 166 108 58
Итого: 902 477 425
Общая площадь участков по району (га) 98 53,6 44,4

ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОН
Жилой массив Восточный 400 157 243
ул. Выборная 273 100 173
Жилой массив Плющихинский 527 250 277
Жилой массив Ключ-Камышенский 1474 650 824
Жилой массив Береговой 535 270 265
ул. Кирова 250 160 90
ул. 3-го Интернационала 150 30 120
Квартал по ул. Военной 130 74 56
Квартал по ул. Автогенной 50 20 30
Выборочная застройка и достройка 210 80 130
Итого: 3999 1791 2208
Общая площадь участков по району (га) 435 195 240

ПЕРВОМАЙСКИЙ РАЙОН
Микрорайон по ул. Одоевского 100 40 60
Квартал по ул. Шмидта 50 30 20
Микрорайон по ул. Чапаева 50 30 20
Микрорайон Первомайский 180 80 100
Выборочная застройка и достройка 50 40 10
Итого: 430 220 210
Общая площадь участков по району (га) 43,5 25,2 24,1

СОВЕТСКИЙ РАЙОН
Жилой массив Нижняя Ельцовка 280 130 150
Жилой массив Левые Чемы 60 40 20
Микрорайон Щ 38 38 -
Комплекс МЖК 28 11 17
Жилая зона Академгородка 130 60 70
Выборочная застройка и достройка 80 40 40
Итого: 616 319 297
Общая площадь участков по району (га) 60 30,1 29,9

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОН
Квартал по ул. Гоголя 40 15 25
Уплотнение по ул. Семьи Шамшиных 32 12 20
Выборочная застройка и достройка 145 75 70
Итого: 217 102 115
Общая площадь участков по району (га) 24 11,3 12,7
Всего по городу: 10922 5072 5850
Общая площадь участков по району (га) 1109,7 519,81 595,71

В первоочередных задачах Концепции указывается на увеличение объемов строительства за счет сносимого ветхого, а также аварийного жилья. В соответствии с программой мэрии № 362 от 25.02.2004 г. к 2010 г. предусмотрен снос 437,9 тыс. кв. м ветхого и аварийного муниципального и государственного жилья с переселением граждан в благоустроенные жилые дома. В последующем, учитывая ежегодный износ существующих зданий, процесс переселения будет продолжаться, в основном за счет сноса старых деревянных одно- и двухэтажных зданий. Кроме того, будет производиться ликвидация частных индивидуальных жилых домов для строительства нового жилья и коммуникаций.

В Концепции генерального плана предусматривается следующая динамика планируемого сноса по этапам:

до 2015 г. – 600 тыс. кв. м;
до 2030 г. – 800 тыс. кв. м;
к 2050 г. – 1050 тыс. кв. м.

До 2015 г. планируется увеличение объемов индивидуального жилищного строительства с учетом обеспечения ежегодного ввода в эксплуатацию порядка 100 тыс. кв. м. Для этого имеются достаточные территориальные ресурсы в пределах городской черты.

Строительство автодорожного мостового перехода через Обь по Оловозаводскому створу является также одной из первоочередных задач для освоения перспективных площадок, для жилищного и социально-культурного строительства.

В Концепции дается технико-экономическое предложение по сооружению Оловозаводского моста через Обь в период до 2015 г. Ожидается, что ввод в эксплуатацию нового автодорожного мостового перехода приведет к значительному сокращению времени поездок и будет способствовать интенсификации производственных, хозяйственных и торговых связей между правобережной и левобережной частями города.

Ввод в эксплуатацию моста в кратчайшие сроки приведет к интенсивному освоению территорий Кировского и Октябрьского районов, обеспечит активное включение новых градостроительных комплексов в общегородские интеграционные связи, резко повысит капитализацию территорий на предусмотренных участках.

Технические характеристики Оловозаводского автодорожного мостового перехода через р. Обь: длина – 7,4 км, в том числе через реку Обь – 2,225 км, подходов – 5,405 км; ширина – 31,5 м, что соответствует 6 полосам движения.

В комплекс моста входит транспортная развязка в двух уровнях по ул. Ватутина, транспортная развязка в двух уровнях по ул. Большевистской, путепровод на пересечении с железной дорогой, транспортная развязка по ул. Кирова, пешеходные переходы и тоннели. Расчетная интенсивность движения автомобилей по мосту (по материалам ТЭО) на 2015 г. составит 92000 автомобилей в сутки.

В целом при таком решении протяженность магистралей транспортной сети Новосибирска предварительно составит 463 км, в том числе:

• скоростных магистралей – 50 км;
• магистралей непрерывного движения – 128 км;
• магистралей регулируемого движения – 180 км;
• районных магистралей – 105 км.

При этом плотность магистральной транспортной сети в пределах города составит 0,89 км/кв. км, т. е. несколько меньше нормы. При последующем планировании потребуется еще несколько увеличить магистральную сеть.

Концепция развития транспортной сети предусматривает детальную проработку трасс магистралей, вариантов решения реконструкции – как магистралей, так и транспортных узлов, тоннельных и эстакадных участков с установлением перспективных красных линий, ограничивающих магистрали от будущей застройки и прокладки подземных коммуникаций.

Коренная реконструкция транспортной сети потребует не только огромных финансовых затрат, но и значительной по объему и продолжительности работы. Важно учитывать ее как концепцию развития, выделяя определенные объемы работ и сроки их реализации, которые должны совпадать со сроком реализации генерального плана.

3. Развитие системы общегородского центра

1. Дальнейшее формирование территории общегородского центра будет происходить за счет сооружения новых градостроительно значимых объектов, реконструкции и благоустройства существующих, в их числе:

- крупные общественно-деловые и торговые комплексы в створах Димитровского и Октябрьского мостов, в зонах будущего строительства Кировского (Оловозаводского) моста, вдоль существующих и реконструируемых городских магистралей и линий метрополитена (улицы Гоголя, Фрунзе, Кирова, Никитина, Большевистская, Немировича-Данченко, Ватутина, Станционная, Петухова и др.), в долине р. Каменки от ул. Фрунзе до ул. Большевистской;

- общественно-пересадочные узлы в районе станций метрополитена «Гагаринская», «Речной вокзал»;

- площади Гарина-Михайловского, Карла Маркса, Кондратюка, Пименова, территории исторического ядра центральной части города, прилегающие к Красному проспекту.

2. Планируется дальнейшее развитие ландшафтно-рекреационных зон и озелененных территорий путем:

- комплексного благоустройства и озеленения магистралей, улиц, бульваров, набережных рек Обь и Иня, внутриквартальных и школьных территорий;

- создания специализированных парковых, спортивных, оздоровительных и развлекательных комплексов на базе реконструкции существующих городских парков и спортивных центров и рекультивации прибрежных территорий.

3. Предполагается, что в рассматриваемый период активизируются процессы формирования новых и реорганизация существующих научных, производственных и складских зон.

Это будет проявляться:

• в создании системы технопарков в Академгородке и технологически связанных с ней объектов на других территориях города;
• в размещении объектов логистического бизнеса и новых производственных предприятий за пределами селитебной территории, в том числе на вылетных транспортных магистралях;
• в выносе из центральных зон экологически опасных и неэффективно работающих производств;
• в реконструкции и перепрофилировании существующих предприятий и их территорий, прежде всего – прилегающих к городским магистралям.

4. Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды

Важнейшим принципом Концепции генерального плана Новосибирска является приоритет экологических требований. Данный принцип напрямую связан с реализацией одной из стратегических целей – «обеспечить безопасную жизнь в городе» за счет решения актуальных задач экологической безопасности и охраны окружающей среды.

Экологическая безопасность территории и охрана окружающей среды будет обеспечиваться за счет:

- приведения территорий, подверженных опасным воздействиям техногенного и (или) природного характера, в состояние, отвечающее требованиям экологической безопасности и санитарно-гигиенических норм;

- снижения неблагоприятных воздействий транспорта и стационарных источников загрязнения окружающей среды;

- оптимизации режимов проветривания и рассеивания загрязняющих веществ, ветрозащиты, пылезащиты, теплообмена, кислородообмена, влажности;

- очистки рек и водоемов и территории их водоохранных зон, обеспечения режима санитарного водообмена в реках и водоемах;

- осуществление полной переработки и утилизации твердых промышленных и бытовых отходов с использование экологически безопасных технологий.

Концептуальные основы генерального плана города Новосибирска на период до 2030 года даны в статье в сокращении.

Все права защищены. При использовании материалов сервера - ссылка обязательна!
Информационный сервер www.regionuru.ru. Учредитель – ЗАО ИДК «Энтрон».
Cоставление, банк информации – Издательский дом корпорации «Энтрон».
E-mail: entron@ab.ru