RegionalCOM
Пути развития края
Новосибирск: 2030г.
Развитие Барнаула
Аналитический прогноз развития Новосибирска до 2030 года. Перспективы развития города

1. Территориальные ресурсы

В 1940 г. проектные (по генеральным планам) размеры городской территории Новосибирска составляли 31382 га и в последующие 50-е годы площадь города увеличивалась медленными темпами.

В генеральных планах (1968-1995 г.) в качестве основных размеров принималась одна и та же цифра – 47,7 тыс. га. Промышленное и гражданское строительство осуществлялось в пределах городской черты, на свободных или реконструированных территориях.
Начиная с 1995 г., в соответствии с правительственными решениями основная часть жилищного строительства была возложена на индивидуальных застройщиков: на обширных периферийных зонах велось строительство малоэтажных домов. В результате общая площадь города увеличилась в 1,5-2,5 раза и выросла до 70971 га.

В настоящее время по величине территории в пределах городской черты (50666 га) Новосибирск является третьим в России после Москвы и Санкт-Петербурга. Однако степень освоения территории г. Новосибирска в три с лишним раза ниже, чем Москвы. На этот показатель оказывает влияние ряд факторов. Главными из них являются обширность, расчлененность и относительно низкая эффективность использования городской территории.

Усадебная застройка, отводы железных дорог, пойменные затапливаемые участки территории, неудобья, овраги, реки и речки обусловили низкую плотность застройки.

Баланс территории г. Новосибирска на 2005 г.

Наименование территории

Площадь (га)

Площадь в % к общей территории

Площадь территории города

50666

100

Жилая застройка

8500

16,8

Общественная застройка городского и районного значения

580

1,1

Промышленная, коммунально-складская застройка

5680

11,2

Магистральная улично-дорожная сеть

128

0,25

Зеленые насаждения общего пользования

890

1,75

Сады

3500

6,9

Городские леса

10417

20,56

Водные пространства

4102

8,1

Неиспользуемые территории

6000

11,8

Прочие

10869

21,45

Селитебные территории в городе, по данным Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии, составляют 16334 га (34,2%), из них 4667 га (28,6%) занимают объекты неселитебного характера — промышленные предприятия, склады, базы, автохозяйства и прочие. В составе собственно селитебных территорий около 50% приходится на микрорайоны жилой застройки, причем половина их площади — 1-этажная застройка с низкой плотностью.

Транспортные территории, магистрали, улицы, площади, путепроводы, развязки, земли железнодорожного транспорта занимают сегодня лишь 2,4% города, в том числе магистральная сеть — 0,25%. Общественно-деловые зоны составляют 1,1% от общей городской площади.
Территории зеленых насаждений общего пользования занимают 1,75%. Обеспеченность ими равна 6,3 кв. м/чел., что явно недостаточно по экологическим нормам.

Анализ структуры территорий в границах городской черты показывает, что главным ресурсом территориального развития города на расчетный срок является территория в существующих границах.

Основную часть неосвоенных городских земель составляют сегодня внеселитебные территории. За предшествующий период в черте города образовались большие площади неиспользуемых или нерационально используемых участков (неудобья, подтопляемые территории). К ним также относятся: территории неработающих или неэффективно использующих свои площади предприятий в промышленно-складских районах, городские свалки, пустыри, территории коллективных садов, дачных поселков, частного жилого сектора, участки прибрежных зон, обширные неблагоустроенные площадки со стихийно сформировавшейся зеленью. Таких земель около 37,7% от всей городской территории.

Таким образом, город имеет большой резерв внеселитебных территорий, которые при соответствующем градостроительном, инженерно-строительном и санитарно-гигиеническом обустройстве могут быть рационально использованы для других целей: для размещения общественных центров, жилой застройки, для озеленения, строительства спортивных сооружений и развития функциональных подсистем, не достигших нормативного уровня. Существенно также, что 37% городских земель с экологической точки зрения являются благоприятными для жилищно-гражданского строительства, формирования системы зеленых насаждений и спортивных сооружений. К этому следует добавить 4992 га городских земель, не используемых внутри собственно селитебных территорий.

2. Социальная инфраструктура города.

Образование

В системе управления образованием (в последние десять лет) требуется обеспечить территориально-нормативный подход к сети учреждений и учету их специализации. В отдельных районах города возник дефицит средних образовательных школ или ухудшились условия территориальной доступности учебных заведений. Одновременно на других участках функционируют крупные школы, заполненные только наполовину. Существуют участки (центральная часть города), где школы переполнены и средняя наполняемость классов превышает допустимые санитарные нормы.

Особенно остро стоит вопрос доступности для населения дошкольных образовательных учреждений. При формальном наличии детских садов количество мест в них явно не удовлетворяет спросу.

Здравоохранение

В сеть учреждений здравоохранения города по состоянию на 2004 г. входило 102 лечебно-профилактических учреждения, в том числе 25 больниц (из них 6 детских и 10 клинических), 4 родильных дома, 19 диспансеров, 40 поликлиник и отделений (из них 8 детских), 7 специализированных центров, 2 детских санатория и 3 дома ребенка.

Реорганизация системы медицинских услуг населению города будет связана с переносом объемов помощи из стационарного звена в амбулаторное. Поликлиники станут развиваться как центры лечения, замещающие стационары, как консультативно-диагностические центры, центры медико-социальной помощи.

В настоящее время наблюдается концентрация медицинских учреждений в центральной части города и весьма неравномерное их распределение по остальной территории города. Необходимо оптимизировать размещение объектов здравоохранения в соответствии с нормативными требованиями.

Культура

Новосибирск обладает хорошо развитой системой культурных учреждений. На сегодняшний день в городе работают 8 театров, из которых только один муниципальный, 10 городских Дворцов и Домов культуры (переведенных на муниципальный баланс), цирк. Функционируют ведомственные Дворцы и Дома культуры, 8 хорошо организованных парков культуры и отдыха, музыкальные, художественные школы и школы искусств – 41 объект (с филиалами). Данная система дает хорошие результаты, и объекты размещены по всем районам города. В Новосибирске создана развернутая сеть из 75 муниципальных библиотек.

Целевые задачи Стратегического плана по сохранению и преумножению культурных ценностей, обретению Новосибирском статуса и значимости регионального культурного центра требуют дальнейшего развития этой инфраструктуры.

Торговля

По состоянию на 2004 г. в Новосибирске осталось менее 20 муниципальных стационарных предприятий торговой сети при общем количестве более 3000. Размещение предприятий розничной торговли на территории города весьма неравномерное. Однако изменения в этой сфере услуг происходят чрезвычайно динамично.

При дальнейшей разработке генерального плана города предусматривается территориальное регламентирование торговой сети и размещения объектов торговли.

Бытовое обслуживание населения

Система бытового обслуживания населения Новосибирская в основном переведена на коммерческую основу, участие муниципалитета в ее деятельности незначительно. Среди предприятий этой сферы услуг по численности лидируют парикмахерские (471 предприятие), почти в два раза меньше предприятий по ремонту обуви, затем идут фотографии, швейные ателье и все остальные службы быта. В некоторых районах ряд бытовых служб (в частности, по ремонту радио- и телевизионной  техники) развиты слабо или практически отсутствуют.

Значительная концентрация предприятий бытового обслуживания наблюдается в центральной части города. В целях оптимизации системы оказания бытовых услуг населению требуется регламентация территориального размещения этих объектов.

Фармацевтическое обслуживание

Рассматривается только продажа населению лекарственных средств и сопутствующих товаров. В этом отношении следует отметить большое количество аптек и аптечных магазинов на территории города, преимущественно в центральных его частях. Ощущается недостаток аптек в частном секторе и в периферийных районах. Необходимы меры по обеспечению более полного охвата территории этими объектами.

Физическая культура и спорт

В городе 9 стадионов, 2 Дворца спорта, 33 плавательных бассейна, ипподром, биатлонный комплекс, более 400 спортивных площадок, значительное количество спортивных школ и клубов. Часть объектов находится в федеральном и областном ведении, а часть – ведомственные и частные. В связи с развитием коммерческих направлений деятельности, в составе дальнейших работ над генеральным планом Новосибирска необходимо провести ревизию всех спортивных объектов с учетом их специализации и фактического использования.

3. Состояние инженерных инфраструктур

Электроснабжение

Электроснабжение г. Новосибирска осуществляется по кольцевым магистральным системообразующим сетям напряжения 220 и 110 кВт. Кольцевая сеть 220 кВт является только системообразующей, сеть напряжения 110 кВт выполняет также функции распределительной
В течение 2005 г. ОАО «Новосибирскэнерго» выполнило большой объем работы по наращиванию генерирующей мощности энергосистемы. Пуск шестого энергоблока на ТЭЦ-5 мощностью 220 МВт, а также турбогенератора № 14 на ТЭЦ-3 мощностью 110 МВт позволил новосибирской энергосистеме стать бездефицитной.

Теплоснабжение

В Новосибирске преобладает централизованное теплоснабжение от ТЭЦ, крупных районных и промышленных котельных. От ТЭЦ обеспечивается около 70% потребителей, от крупных котельных теплопроизводительностью более 100 Гкал/час – 15,4%. Всего на территории города продолжают работать 250 котельных, из них 73 мощностью более 5 Гкал/час.

Централизованная система теплоснабжения города сложилась в основном в 1960-1980 гг. Теплоснабжение компактной части города осуществляется от новосибирских ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5 и крупных водогрейных котельных – Кировской, Калининской, НПО «Сибсельмаш» и др.

Протяженность тепловых сетей, обслуживаемых ОАО «Новосибирскгортепло», составляет в двухтрубном исчислении более 1000 км, диаметр трубопроводов до 1000-1200 мм. Радиус действия некоторых тепломагистралей достигает 20 км.

Теплоснабжающая система города – одна из самых сложных теплофикационных систем страны. Климатические условия в регионе суровые: расчетная температура наружного воздуха для отопления составляет -39ºС, продолжительность отопительного периода – 230 суток.

Сложный рельеф местности и значительная протяженность тепломагистралей предопределили необходимость строительства большого числа мощных перекачивающих насосных станций. Например, на тепломагистрали от одной из ТЭЦ построена уникальная насосная станция перекачки сетевой воды производительностью 20000 куб. м/час.

Анализ существующего положения в городской системе теплоснабжения (тепловые нагрузки, тепловые источники и тепловые сети, качество теплоснабжения) выявил следующее:

1. Наблюдается высокая степень охвата потребителей тепла централизованным теплоснабжением (около 85%).

2. Продолжают эксплуатироваться 176 малых и мелких котельных мощностью не более 5 Гкал/час каждая, в том числе 48 котельных работают на угле.

3. Основные объекты теплоснабжения как теплоисточников, так и тепловых сетей имеют значительный износ.

4. Суммарная (располагаемая) тепловая мощность теплоисточников в городе, в том числе и его компактной части, превосходит реальную тепловую нагрузку на 2005 г.

Водоснабжение

В настоящее время водоснабжение города осуществляется от МУП «Горводоканал» и ряда ведомственных водопроводов с использованием поверхностных вод р. Оби, а также в незначительной степени из подземных вод.

Собственный водозабор из подземных источников имеет научный центр СО РАН, расположенный в 20 км от центральной части города.
Хозяйственно-питьевое водоснабжение осуществляется в основном коммунальным водопроводом МУП «Горводоканал». Система водопроводов охватывает все районы г. Новосибирска, а также ряд прилегающих поселков и городов (пп. Кирова, Кольцово, Звездный, Матвеевка, Пашино, Мочище, Огурцово, Кудряшовский, Раздольное, Правые и Левые Чемы, СО РАН, зону отдыха Академгородка, гг. Краснообск, Обь и др.).

Фактическая производительность насосно-фильтровальных станций водопровода составляет 850 тыс. куб. м/сутки. Протяженность водопроводных сетей города (без учета ведомственных сетей), по данным МУП «Горводоканал», на 2004 г. составляла 1336 км. Средняя амортизация сетей – 72%. Около 1000 км трубопроводов эксплуатируется более 25 лет.

Канализация

В настоящее время в г. Новосибирске действует система канализации, принимающая, кроме сточных вод города, стоки от системы Бердск – Академгородок, п. Пашино, п. Кольцово, г. Обь и др.

Общая протяженность действующих коллекторов 1150 км, в том числе глубокого заложения, построенных методом щитовой проходки, - около 130 км, количество эксплуатируемых канализационных насосных станций – 47. Проектная производительность очистных сооружений города, работающее по схеме полной биологической очистки, - 703 тыс. куб. м/сутки. Выпуск очищенных стоков осуществляется в р. Обь. Фактическое количество сточных вод, поступающих на очистные сооружения в сутки максимального водоотведения, достигает 800 тыс. куб. м/сутки.

4. Транспортная инфраструктура

Город Новосибирск, в силу особенностей своего развития, характеризуется относительно невысоким уровнем транспортного обслуживания. В настоящее время улично-дорожная сеть имеет протяженность 1391 км, из которых усовершенствованное дорожное покрытие имеет 931,1 км. Основной поток транспорта использует магистральную улично-дорожную сеть, протяженность которой сегодня составляет 274,9 км, т. е. ее плотность на территории города равна 0,59 км/ кв. км, что почти в три раза меньше нормативной.

Такое состояние транспортной сети привело к большому увеличению интенсивности движения. Все годы наблюдается значительный рост количества транспортных средств. С 1965 по 1977 г. прирост автомобильного транспорта составил 83,3 тыс. единиц. В настоящее время уровень автомобилизации немного превышает 150 единиц, т. е. предусмотренный комплексной транспортной схемой 1972 г. проектный показатель еще не достигнут.

Новосибирск до сих пор не приблизился к созданию целостной транспортной системы. Улично-дорожная сеть состоит из отдельных мало связанных между собой участков. Практически отсутствуют сквозные направления, пересекающие всю территорию города и обеспечивающие движение как внутригородского, так и внешнего транспорта. Строящаяся автодорога «Байкал» не создает четких связей с транспортной системой города. Все это затрудняет движение транзитного транспорта, как поступающего в город, так и выезжающего из него в другие регионы страны.

Становится очевидным, что необходимо пересмотреть саму концепцию развития улично-дорожной сети, отдав предпочтение созданию системы магистралей с большой пропускной способностью. Это потребует частичной корректировки планировочных решений в целом по городу.

Все права защищены. При использовании материалов сервера - ссылка обязательна!
Информационный сервер www.regionuru.ru. Учредитель – ЗАО ИДК «Энтрон».
Cоставление, банк информации – Издательский дом корпорации «Энтрон».
E-mail: entron@ab.ru