RegionalCOM
ОЭЗ в Томске
Пути развития края
Зона отдыха - Алтай
Научно-образовательный комплекс

Управление Алтайского края
по образованию и делам
молодежи

 
Основным условием усиления политической и экологической роли России и повышения благосостояния её населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. Главное конкурентное преимущество связано с возможностью развития её человеческого потенциала, который во многом определяется состоянием системы образования.

Основными направлениями в развитии высшей школы края в прошедшем году было:

- развитие интеграции учреждений профессионального образования всех уровней, расширение социального партнерства, связей с работодателями;

- совершенствование содержания и внедрения в учебный процесс инновационных технологий обучения, переход на двухуровневую систему подготовки кадров;

- модернизация инфраструктуры учебных заведений, повышение ответственности руководителей всех уровней в вузах за уровень качества обучения;

- повышение доступности получения образования за счет расширения номенклатуры направлений и специальностей подготовки, выбора формы обучения, в т.ч. создание центров дистанционного обучения, подготовка (параллельного) по программам второго высшего образования, повышения квалификации и переподготовки кадров по программам федерального и регионального уровней;

- дальнейшее развитие государственно-общественного управления вузами, студенческого самоуправления, непосредственного участия обучающихся в решении значимых проблем деятельности учебного заведения, усиления деловых связей органов студенческого самоуправления со структурами муниципальной власти, СМИ, ассоциации работодателей;

- организация отбора наиболее способной молодежи для обучения в учреждениях профессионального образования через систему олимпиад, конкурсов, грантов и т.д.;

- участие в формировании научно-обоснованного краевого задания на подготовку кадров в соответствии с прогнозом развития рынка труда в крае, деятельности маркетинговых структур, содействие трудоустройству выпускников учреждений высшего профессионального образования;

- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, повышение эффективности управления и совершенствования экономических механизмом в сфере образования.

В настоящее время в крае действует 8 государственных, 4 негосударственных вуза и 21 филиал. В этом году открылся новый ВУЗ - Алтайский институт финансового управления, Барнаульское православное духовное училище реорганизовано в семинарию.

На конец 2005-2006 учебного года в крае насчитывалось 102468 студентов, 1565 аспирантов и 93 докторанта. Учебный процесс в высших учебных заведениях обеспечивало 4577 преподавателей, в том числе 2399 кандидатов и 569 докторов наук. Общий процент остепененности в вузах края составила 65 процентов. Самый высокий процент остепененности в АГМУ, БЮИ, АГАУ и БТИ, соответственно: 74,3%, 70,3%  по 66,5%, ниже всех РИИ и АЭЮИ, соответственно 58,2% и 59,7%.Заметно активизировалась вузовская наука. Количество полученных грантов по различным направлениям научной деятельности увеличилось в сравнении с прошлым годом почти в 1,3 раза. Наметилась тенденция интеграции академической и вузовской науки. АлтГТУ и СО РАН открыли совместно в своих подразделениях по 3 филиала кафедр. В вузах края действовало 35 специализированных диссертационных  советов, в т.ч.  21 докторский. В 2005-2006 учебном году преподавателями вузов края защищено 357 кандидатских и 42 докторских диссертаций.  За прошедший учебный год в вузах опубликовано 180 монографий, 175 учебников и учебных пособий и свыше 5000 статей и тезисов, организовано и проведено 121 научная конференция, в т.ч. 32 международного уровня. В учебном процессе использовалось 6565 компьютеров.

Высшие учебные заведения края продолжают участвовать в эксперименте по ЕГЭ. Более того, в этом году к эксперименту присоединился АГМУ и ВЗФЭИ, что, безусловно, расширило возможности поступления в вузы сельской молодежи. В 2006 году на дневную форму обучения в вузы края поступило 10064 человека, в том числе 527 по целевому набору Администрации края. С начала эксперимента по ЕГЭ число поступивших абитуриентов из сельской местности увеличилось на 7,8%.

Впервые на территории края открыт филиал вуза в сельской местности (с. Михайловское – АлтГУ).

Успешно развивается система социального партнерства учебных заведений с работодателями, проводится научно-исследовательская работа по изучению реальной потребности экономики края в специалистах с профессиональным образованием, мониторинг профессионального интереса и социальных приоритетов студенческой молодежи.

Впервые в крае в прошедшем учебном году было подготовлено, подписано и реализуется Соглашения о сотрудничестве между Администрацией края и Алтайским аграрным университетом. Соглашение охватывает весь комплекс проблем связанных с подготовкой и адаптацией специалистов в области сельского хозяйства.

В целом, говоря о вузах края можно сказать, что система высшего профессионального образования развивалась динамично. Вузы свою деятельность направляют на решение социально-экономических задач края.
Динамичное восстановление российской экономики определило приоритетность образования и, прежде всего, профессионального образования в общей стратегии развития государства, которое должно быть направлено не на обеспечение процесса, а на достижение современных образовательных результатов.

Краевая система начального и среднего профессионального образования включает в себя 62 краевых и 4 федеральных профессиональных училища и лицея, в которых 26,5 тысяч человек получают образование по 60 профессиям. В неё также входят 48 средних специальных учебных заведений. 22 из них краевого подчинения и финансирования, одно муниципальное и 18 – федерального. Кроме того, действуют 7 негосударственных учебных заведений. 44,4 тысячи студентов получают в них образование по 105 специальностям.

Для того чтобы наши училища, лицеи и колледжи смогли в полной мере соответствовать современным условиям, готовить высококвалифицированных рабочих и специалистов по востребованным на рынке труда профессиям разработан комплекс мероприятий:

1. Обновление и пополнение материально технической базы училищ лицеев и колледжей, повышение профессионального уровня, управленческих, инженерно-педагогических кадров и кадров мастеров, которое осуществляется двумя путями: оптимизация системы профессионального образования и создание ресурсных центров.

2. Изменение структуры профессий НПО. В 2006 году по сравнению с 2004 годом на 4% увеличилась доля профессий связанных с металлообработкой и на 3% строительных профессий. В частности количество учащихся, принимаемых на обучение по профессиям «станочник» и «слесарь» увеличилось на 44% и 25% соответственно.

3. Социальное партнерство между учреждениями НПО и предприятиями, организациями реального сектора экономики края. Предприятия предъявляют повышенные требования к уровню квалификации выпускников, ограничивая возможности практикантам выполнить программу практики. Тем не менее, делается все возможное для выправления сложившегося здесь непростого положения.

4. В текущем году краю передан центр профориентации и психологической поддержки молодежи. Вопросы мониторинга и прогноза потребностей рынка труда в профессиональном обучении и подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов в плане работы центра прописаны, как приоритетные.

5. С 2007 года одним из направлений приоритетного национального проекта «Образование» будет реализовываться в системе начального и среднего профессионального образование.

6. С 2004 года начата работа по разработке и внедрению в образовательные учреждения систем менеджмента качества. В профессиональных лицеях №№ 6, 19, 22, 39, 45, ПУ № 41, 69, Барнаульском и Славгородском педагогических колледжах, Алтайском государственном промышленно-экономическом колледже, Барнаульском строительном колледже для этого созданы необходимые условия: организованны рабочие группы, выделены ресурсы, обучены на специальных курсах работники.

7. Расширение практики создания экспериментальных площадок для апробации новых идей, инноваций по различным аспектам деятельности системы среднего профессионального образования.

8. Реализация принципа непрерывности профессионального обучения. В крае организационно-методическая база позволяет на основе преемственности (на ранней стадии: лицеи, профильные классы) осуществлять плавный и перманентный переход с низшего уровня профессионального образования на высокий уровень.

9. Многие профессиональные училища и лицеи сотрудничают с учреждениями среднего и высшего образования. Ими разработаны интегрированные учебные планы и программы по целому ряду профессий. В качестве примера можно отметить федеральную экспериментальную площадку на базе профессионального лицея № 22 г. Бийска. В этом учебном заведении принцип непрерывного профессионального образования реализован через взаимодействие всех уровней профессионального образования. Учащиеся лицея имеют возможность получить начальное и среднее профессиональное образование по девяти направлениям, третью высшую ступень профессионального образования выпускники лицея получают в Кемеровском технологическом институте пищевой промышленности.

10. Всего в системе начального профессионального образования по интегрированным образовательным программам работают 17 образовательных учреждений, в г. Барнауле – ПЛ № 45, ПЛ № 38, ПУ № 35; в с. Тальменка – ПЛ № 6; в г. Алейске – ПУ № 43; в г. Заринске – ПУ № 41 и т.д. Количество обучающихся по интегрированным программам ежегодно составляет порядка 1300 – 1500 человек.

Все права защищены. При использовании материалов сервера - ссылка обязательна!
Информационный сервер www.regionuru.ru. Учредитель – ЗАО ИДК «Энтрон».
Cоставление, банк информации – Издательский дом корпорации «Энтрон».
E-mail: entron@ab.ru