RegionalCOM
ОЭЗ в Томске
Пути развития края
Новосибирск: 2030г.
Строительный комплекс

Клюк Н.Я., Председатель комитета
по строительству и архитектуре
администрации Алтайского края

1. Итоги работы строительного комплекса Алтайского края по реализации плана социально-экономического развития края в 2004 и 2005 годах

В строительном комплексе Алтайского края в 2004 году функционировали 1368 строительных организаций (численность их за 2004 год возросла на 5 процентов) и 140 предприятий промышленности строительных материалов.

Удельный вес строительного комплекса в основных показателях экономики края составил: по численности занятых – 3,5%, по инвестициям в основной капитал – 45%, по налоговым отчислениям – 5,5%, по объему производимой промышленной продукции  3%.

В истекшем году предприятиями и организациями всех форм собственности на развитие экономики края направлено 14,6 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, выполнено по договорам строительного подряда работ  на сумму 6,5 млрд. рублей.

Построено 3757 квартир общей площадью 354,1 тыс. кв. метров.

Обеспечено развитие материальной базы социальной сферы. По итогам года введены в эксплуатацию образовательные учреждения на 204 уч. места в Первомайском районе и г. Барнауле, больничное учреждение на 30 коек в с. Завьялово, гостиницы на 98 мест в г. Белокурихе и г. Новоалтайске, доа отдыха на 62 места в г. Белокурихе и Егорьевском районе, площади высшего учебного заведения на 1187 кв. метров в г. Барнауле, стадион на 144 места в г. Белокурихе, 77,01 км. газовых сетей, 15,23 км водопроводных и 3,24 км тепловых сетей.

редприятиями промышленности строительных материалов произведено продукции общей стоимостью 1,92 млрд. рублей, что на 4% выше уровня прошедшего года.

В целях повышения платежеспособного спроса населения на жилье, ОАО «Алтайское краевое агентство по ипотечному кредитованию», Алтайским филиалом сберегательного банка России, другими коммерческими банками широко практиковалось долгосрочное жилищное кредитование. В целом за год основными кредитными организациями было предоставлено около трех тысяч жилищных кредитов на сумму 614 млн. рублей и 1362 жилищных ипотечных кредита на сумму 409 млн. рублей.

Администрацией края проводилась работа по созданию условий, направленных на формирование устойчивых трудовых коллективов, технического перевооружения предприятий строительного комплекса.

С целью стимулирования деловой активности предприятий строительного комплекса осуществляется их инвестиционная поддержка в виде компенсации части банковской процентной ставки по инвестиционным кредитам, направленным на снижение энерго – и материалоемкости производства строительных материалов, стоимости строительства и улучшения его качества.

За 2004 год на 60% сократилась численность строительных организаций, имеющих задолженность по заработной плате. За год абсолютная величина задолженности по заработной плате сократилась с 19,38 млн. рублей до 8 млн. рублей на конец года, или на 11,38 млн. рублей.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в строительстве за 2004 год составила 4816 рублей или 127% к уровню предыдущего года.

Край практически полностью обеспечен строительными материалами собственного производства и имеет значительный объем неиспользуемых мощностей по их производству. Потенциальные мощности строительных компаний позволяют значительно увеличить объемы строительно-монтажных работ, при наличии платежеспособного спроса строителям вполне по силам задача удвоения ввода жилья.

Стабильно работают предприятия по выпуску стройматериалов в городах Барнауле, Бийске и Новоалтайске, Кулундинском, Михайловском районах, ряд предприятий Немецкого национального района. По показателям работы многие из них занимают лидирующее положение в России.

Об этом свидетельствует IX Всероссийский конкурс-рейтинг лучших организаций и предприятий строительного комплекса России, проведенный Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой). По его итогам определен рейтинг 150 лидеров среди строительных организаций и 100 лидеров среди предприятий промстройиндустрии, в их числе алтайские предприятия – ООО «Объединение (группа предприятий) Алтайкоксохимстрой» г. Заринск, ЗАО БКЖБИ-2 г. Барнаул, ОАО Новоалтайское ЗЖБИ им. Иванова.

В истекшем году продолжалась работа по повышению качества проектно-сметной документации на строительство объектов.

Комитетом администрации Алтайского края по строительству и архитектуре была проведена экспертиза 130 проектов общей заявленной стоимостью 3,4 млрд. рублей, 66 из них общей стоимостью строительства 2,2 млрд. рублей, рекомендованы к реализации. По итогам экспертизы снижена общая сметная стоимость рекомендованных к реализации проектов на сумму 46 млн. рублей, или 2% от заявленной стоимости. При проведении экспертизы в 31 проекте выявлены нарушения строительных норм и требований в части устойчивости, надежности и эксплуатационной безопасности, в 23 проектах – нарушения пожарной безопасности, 23 проекта имели нерациональные объемно-планировочные и конструктивные решения.

В целях оптимизации себестоимость строительства комитетом администрации Алтайского края по строительству и архитектуре ведется разработка новых территориальных сметных нормативов и привязка сборников территориальных единичных расценок к новой сметно-нормативной базе 2001 года. Из 50 сборников территориальных единичных расценок на строительные работы, намеченных к выпуску при переходе на новую сметную базу, в 2004 году был выпущен – 31, из 40 сборников территориальных единичных расценок на монтажные работы в 2004 году выпущено – 11, из 9 сборников территориальных единичных расценок на пуско-наладочные работы в 2004 году выпущено – 9. Всего в 2004 году разработаны 51 сборник территориальных сметных расценок.

В 2004 году инспекциями Государственного архитектурно-строительного надзора края в целях обеспечения конструктивной надежности, высокого качества архитектурных и градостроительных решений, эксплуатационной безопасности, рационального и экономического использования всех видов ресурсов, соответствия государственным нормам, стандартам, правилам, осуществлялся контроль качества строительства объектов. Проведено 6 832 проверки соблюдения правового порядка и качества строительно-монтажных работ, в ходе которых выявлено 306 нарушений, вынесено 272 постановления об административных правонарушениях, 14 постановлений о прекращении дела производством, рассмотрено 43 представления о правонарушениях в строительстве, в том числе 30 – из органов прокуратуры, 13- из милиции.

В 2005 году, как и в предыдущие годы, инвестиционная деятельность на территории края имеет выраженный социальный характер. В рамках реализации краевой инвестиционной программы продолжается строительство социально-значимых объектов народного образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения.

В стадии незавершенного строительства на начало текущего года находилось более 1,24 млн. кв. метров общей площади жилых домов, из них 250,8 тыс. кв. метров – с высокой степенью строительной готовности. В сельской местности в стадии строительства находится 4071 дом общей площадью 339 тыс. кв. метров.

По прогнозу в 2005 году ввод общей площади жилых домов в крае за счет источников финансирования составит 400 тыс. кв. метров общей площади, или 112% к уровню 2004 года.

Итоги прошедших 9 месяцев по вводу жилья имеют положительную динамику: за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 195,4 тыс. кв. метров общей площади жилья, что на 20,5% больше, чем в январе-сентябре 2004 года. Индивидуальными застройщиками введено 151,2 тыс. кв. метров жилых домов, что составляет 77,4 % общего ввода по краю.

Кроме того, введены в действие:амбулаторно-поликлиническое учреждение на 10 посещений в смену в г. Славгороде,школа на 80 ученических мест с. Зятькова Речка Хабарского района,клуб на 250 мест в с. Михайловском Третьяковского района,

19,66 км сетей газификации, 1,1 км водопроводных и 0,1 км тепловых сетей.

Краевой адресной инвестиционной программой текущего года предусмотрено финансирование за счет средств федерального, краевого, местных бюджетов и внебюджетных источников 122 объектов социальной сферы и жилья с общим годовым лимитом финансирования 604,4 млн. рублей.

Финансирование строек за счет средств краевого бюджета осуществляется при условии выполнения бюджетами городов и районов края, хозяйствующими субъектами обязательств долевого участия.

2. Перспектива жилищного строительства до 2010 года

Администрацией Алтайского края принимаются меры по концентрации финансовых средств федерального, краевого, местных бюджетов, долгосрочных банковских кредитных ресурсов, средств предприятий и населения на финансирование строительства жилья, разрабатываются механизмы их оптимального использования.

Подготовлен и на сессии Алтайского краевого Совета народных депутатов принят в первом чтении проект закона Алтайского края «Об утверждении краевой целевой программы «Улучшение жилищных условий населения в Алтайском крае на период до 2010 года».

Целью программы является увеличение объемов жилищного строительства, формирование условий для введения в жилищные отношения рыночных механизмов с использованием системы финансирования приобретения и строительства жилья, позволяющей консолидировать бюджетные, внебюджетные средства и личные сбережения граждан.

В рассматриваемый период планируется построить 2900 тысяч квадратных метров общей площади жилых домов. Расчетный темп роста ввода в эксплуатацию жилых домов за период с 2005 по 2010 год составит к уровню 2004 года 185 процентов и позволит обеспечить жильем более 50 тысяч человек.

Основными источниками финансирования строительства и приобретения жилья определены ипотечное жилищное кредитование и собственные денежные накопления граждан. Заложенные в проекте программы темпы роста объемов предоставляемых населению края жилищных и жилищных ипотечных кредитов предполагают их увеличение к 2010 году в четыре раза по сравнению с 2004 годом, или с 1 млрд. рублей до 4,1 млрд. рублей в год.

Предусматривается привлечение средств частных инвесторов путем размещения ценных бумаг ОАО «АЖИК», расширение участия предприятий в долевом финансировании строительства жилья для их сотрудников, расширение сети региональных представителей ОАО «АЖИК» в городах и районах края.

Бюджетные средства в рамках ежегодно утверждаемых адресных инвестиционных программ используются для софинансирования федеральных и финансирования региональных жилищных программ, в том числе связанных со сносом ветхого и аварийного жилья и строительством социального жилья, для разработки градостроительной документации, а также для пополнения уставного капитала ОАО «Краевое агентство по жилищному ипотечному кредитованию».

Одновременно с наращиванием объемов строительства жилья продолжается работа по строительству за счет бюджетных средств объектов социально-культурного назначения.

В настоящее время в стадии незавершенного строительства находятся 64 школы, 56 медицинских и 12 учреждений социального обеспечения, ведется реконструкция и капитальный ремонт 30 объектов культуры.

Намечены меры по развитию , реконструкции и модернизации производственной базы строительства, обеспечению строительных предприятий квалифицированными кадрами.

Разработана подпрограмма по реализации нового Градостроительного кодекса, по обеспечению долгосрочного прогнозирования и планирования развития территорий городов и сельских поселений, как базы для привлечения инвестиций в строительство, развития рынка земли и недвижимости.

Города и райцентры края – это огромный потенциальный рынок природных ресурсов и недвижимости в виде земельных участков, обустроенных инфраструктурой, жилых, производственных, социальных и коммунальных объектов, которые могут служить основой инвестиционной политики.

В связи с этим, задачей органов местного самоуправления городов и районов края является обновление генеральных планов и создание на их основе информационной базы недвижимости. В соответствии с требованиями нового законодательства должна быть разработана градостроительная документация для 60 муниципальных районов, 11 городских округов и 785 сельских поселений. Оценочная стоимость этих работ составляет около 300 млн. рублей.

Необходимо ежегодно предусматривать в местных бюджетах финансирование градостроительной документации за счет средств, поступающих от оплаты за землю, средств от продажи земельных участков и права их аренды.

Решение задач, поставленных Президентом Российской Федерации перед органами государственной власти и органами местного самоуправления, по увеличению строительства жилья, отвечающего современным стандартам безопасности и качества, требуют комплексного подхода к развитию строительного комплекса края на основе градостроительного планирования.

 


Results of Construction Complex Performance to Implement the Plan for Social-Economic Development of the Altai region in 2004-2005.

The share of the construction complex in basic indexes of the region economy made: by the number of employees - 3.5%, by investment to fixed assets - 45%, by tax deductions - 5.5%, by output of industrial production - 3%.

Last year organizations and entities of all forms of property allocated 14.6bn rubles of investment to fixed assets for the development of the region’s economy.

3,757 apartments were built, the common area of which made 354.1 thousand square meters.

Material basis for the social sphere development was provided. At the end of 2004 educational establishments (204 seats) were put into exploitation in Pervomaysky District and in Barnaul, a hospital (30 beds) in Zavyalovo, hotels (98 seats) in Belokurikha and Novoaltaysk, rest homes (62 seats) in Belokurikha and Egoryevsky District, areas of high school (1,187 square meters) in Barnaul, a stadium (144 seats) in Belokurikha, 770.1 km of gas networks, 15.23 km of water pipes and 3.24 km of heat network.

Construction and Architecture Committee of the Altai Administration held an expertise of 130 projects, the common value of which made 3.4bn rubles. 66 of them, with the common value of 2.2bn rubles, were recommended to realization.  As a result of the expertise, the common estimate value of recommended to realization projects reduced by 46 million rubles or 2% from declared value. Experts revealed 31 infringements of construction standards and requirements on stability and exploitation secure, in 23 projects – infringements of fire secure, 23 projects had irrational plan decisions.

 According to the prognosis in 2005 introduce of housing in the region at the expense of finance recourses will account 400 thousand square meters, or 112% to the level of 2004.

Results of the past 9 months putting housing in operation have a positive dynamics: at the expense of all recourses of finance 195.4 thousand of square meters of housing were put into operation, which is 20.5% higher than in January-September 2004. Individual builders put in operation 151.2 thousand square meters, which makes 77.4% of the total introduction over the region.

Besides, the following objects were put in operation:

Dispensary polyclinic (10 visits per shift ) in Slavgorod, a school (80 seats) in Zyat’kova Rechka Village in Khabarsky District, a club (250 seats) in Mikhaylovskoye Village in Tretyakovsky District, 19.66 km of gas networks, 1.1 km of water pipes and 0.1km of heat networks.

 The regional investment target program for the current year envisages financing 122 objects of social sphere and housing from  federal, regional and local budgets and other resources. The annual limit of financing is 604.4 million rubles.

Financing of the constructions from the regional budget is carried out provided that budgets of the region’s towns and districts will fulfill obligations of shared participation.

Perspective of housing construction until 2010.

In the period under consideration 2,900 thousand square meters of common area of housing are planned to be built. The rate of putting housing in operation in the period from 2005 to 2010 will make 185% to 2004 and it will allow providing more than 50 thousand people with housing.

The hypothec housing crediting and citizens’ private financial accumulations are considered as the main resources of the construction finance and acquisition of dwellings.

Growth rate of housing and hypothec credits suppose their increase in four times by 2010 compared to 2004, or from one billion rubles to 4.1 billion rubles per year.

It is supposed to attract private investors’ means by accommodation of securities of “AGIK”, JSC in towns and districts of the region.

Information is provided by Construction and Architecture Committee of the Altai Administration Chairman of the Committee
N.Y. Klyuk

Все права защищены. При использовании материалов сервера - ссылка обязательна!
Информационный сервер www.regionuru.ru. Учредитель – ЗАО ИДК «Энтрон».
Cоставление, банк информации – Издательский дом корпорации «Энтрон».
E-mail: entron@ab.ru