RegionalCOM
Пути развития края
Зона отдыха - Алтай
Развитие Барнаула
Университетские учебно-инновационные комплексы

Кобзев А. В.

Университетские учебно-инновационные комплексы как
основа развития экономики России

Сегодня в обществе сформировалось устойчивое мнение, что главное богатство России − это ее недра. Такое стратегически опасное заблуждение постоянно усиливается, благодаря СМИ, в процессе дискуссий о ценах на нефть и зависимости от них федерального и регионального бюджетов. Однако потенциал всего сырьевого сектора российской экономики составляет лишь 90-120 млрд. долларов США, т.е. 20-25% объема ВВП. Поэтому очевидно, что сырьевой перспективы у нашей экономики не существует, так как даже значительное увеличение добычи сырья не приведет к радикальному увеличению ВВП. В то же время экономическую безопасность государства нельзя ставить в зависимость от мировых цен на поставленное сырье. Опыт стран с развитой экономикой убедительно демонстрирует преимущества инновационного пути развития, позволяющего не только обеспечить конкурентоспособность национальной экономики, но и решить комплекс социально-экономических проблем. Этот опыт заключается в политической, бюджетной, административной, налоговой поддержке инновационных процессов, приоритетном развитии инфраструктуры, необходимой для коммерциализации технологий.

Для перевода экономики России на инновационный путь развития вначале должно быть принято решение о том, какие структуры являются базовыми для развития инноваций в нашей стране. Во всем мире эту роль выполняют университеты, так как только образованная, мобильная молодежь - выпускники вузов - могут создавать и создают фирмы, основывающиеся на наукоемких технологиях. Все без исключения будущие предприниматели наукоемкого бизнеса - сегодняшние студенты - находятся именно в университетах. В этой связи перед вузами необходимо поставить задачу готовить не только высококвалифицированных инженеров и научных работников - людей наемного труда, но и будущих организаторов учредителей, хозяев наукоемкого бизнеса. Это означает, что университет должен быть готов к серьезным изменениям в организации учебного процесса, поскольку рассчитывать на то, что сколь-нибудь заметная в количественном отношении подготовка этих будущих хозяев сможет произойти за партой при поточно-групповой системе обучения абсолютно нереально.

Сегодня в вузах реализуется две образовательные технологии. Первая – традиционное обучение по государственному образовательному стандарту (ГОСу) – представляет собой поточно-групповую технологию. Вторая - модифицированная поточно-групповая система, предполагающая внедрение в учебный план учебно-исследовательской работы (УИР). На основе развитой инфраструктуры вуза по проведению научных исследований (научные группы, лаборатории при кафедрах, НИИ, КБ) обеспечивается участие в них студентов (НИРС). Важное место в этой технологии отводится студенческим КБ (СКБ).

Определяя будущую технологию обучения, можно отметить несколько новых элементов. Прежде всего, это индивидуальная диспетчеризация каждого студента, обучающегося по индивидуальной траектории с изменяемой сложностью. Также предполагается введение группового проектного обучения, где имеются в виду творческие группы, формируемые, начиная со второго курса из студентов разных факультетов. Для будущей технологии важным является появление новой «цепочки»: групповое проектное обучение – УИР – НИРС – СКБ – студенческий бизнес-инкубатор – бизнес-инкубатор. Соответственно, на выходе появится новый «продукт» - частный предприниматель наукоемкого бизнеса или наукоемкая фирма. Пока, к сожалению, на пути создания такой цепочки создана масса препятствий.

Тем не менее, несмотря на необходимость изменений, университеты России уже сегодня имеют все предпосылки для организации на их базе учебно-научных-инновационных комплексов (УНИК).

В России к настоящему времени определены три кластера для инновационной деятельности: Российская академия наук, отраслевая наука и университеты (на третьем месте по значимости). Ситуация такая, что как и раньше, финансы направляются в отраслевые НИИ, исследовательское оборудование находится в РАН, а молодежь, в отрыве от того и другого − университетах. Для ведения инновационной деятельности в каждом из трех кластеров приходится создавать соответствующую инновационную инфраструктуру, традиционно включающую систему бизнес-инкубаторов, консалтинговые и информационные центры, технопарки и т.д. Затраты на все это, естественно, утраиваются, что приводит к отсутствию финансирования национальной инновационной деятельности в целом, а дискуссии об инновациях продолжаются.

До тех пор, пока эта стратегическая ошибка не будет исправлена, и университеты не станут инновационными центрами, инновационная деятельность в России будет дискутироваться, и не перерастет в экономическую категорию. Именно университеты, в полном соответствии с мировым и передовым отечественным опытом, должны быть центрами «кристаллизации» инновационной экономики. Именно университеты, имеющие концептуальный и функциональный потенциал в состоянии ежегодно генерировать миллионы бизнес-проектов. Но перед университетами России не поставлена задача - стать бизнес-инкубаторами высоких технологий. Напротив, в условиях дефицита финансирования действует к тому же целый ряд юридических, административных и налоговых ограничений, препятствующих инновационной деятельности университетов.

В то же время, зарубежные университеты, являющиеся центрами инновационного развития, демонстрируют колоссальные успехи. Один из них - Оксфордский университет, с которым связаны более 300 наукоемких фирм. Суммарный годовой доход этого учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК) составляет 5 млрд. долларов США. Для сравнения - валовый региональный продукт Томской области составляет 2 млрд. долларов США.

В России также делаются попытки создания подобных комплексов. Так, в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) решается задача создания собственного учебно-научно-инновационного комплекса, в том числе с помощью привлечения опыта других стран. Безусловно, механически вписать модель Оксфордского университета в российскую действительность сегодня нереально, слишком велики различия в области права и культуры бизнеса, традициях взаимодействия с властью и т.д. Однако вполне могут быть использованы в качестве ориентира общая идея, система ценностей, опыт взаимодействия университета с частным бизнесом. Результат в данном случае неизбежно будет характеризоваться существенными национальными особенностями, однако, основные ориентиры могут быть те же.

К настоящему времени в УНИКе ТУСУР успешно развивается 15 частных фирм, имеющих свои структурные подразделения внутри университета. Это сотрудничество взаимовыгодно и имеет устойчивую динамику.

Университет оказывает предприятиям поддержку в работе с различными отечественными и зарубежными фондами, а также по линии участия в федеральных целевых и межведомственных научно-технических программах. Благодаря разветвленной сети филиалов и представительств университету удается эффективно продвигать наукоемкую продукцию предприятий в регионах.

Частные фирмы получают прямой доступ к студентам, к инновационной структуре университета. В нее входят следующие подразделения: Школа инновационного менеджмента, агентство интеллектуальной собственности и патентно-информационный отдел ТУСУР, технопарк, залоговый фонд, офис коммерциализации разработок и отдел маркетинга. Готовится к открытию студенческий бизнес-инкубатор, в насыщении которого идеями принимает участие в бизнес-окружение ТУСУР.

В итоге за три года работы УНИК в университет привлечено прямых инвестиций фирм, входящих в УНИК объемом более 1 млн. долларов США, а его консолидированный годовой бюджет вырос до 15 млн. долларов США, увеличившись в 7,5 раз. Частные же предприятия, создавшие структурные подразделения ТУСУРа, демонстрируют еще большую динамику, являясь лидерами среди наукоемких фирм Томска. За эти же три года их доходы достигли 20 млн. долларов США, т.е. увеличились в 11 раз.
Первые результаты обнадеживают и доказывают эффективность и целесообразность выбранной модели.

Может показаться парадоксальным тот факт, что и университет, и частные фирмы не имеют никаких дополнительных средств для взаимных инвестиций. Тем не менее, синергетический эффект от их взаимодействия оказался настолько велик, что результативность применения выбранной модели инновационного развития можно оценить только в геометрической прогрессии.

Как показывает практика создания УНИК ТУСУР, малый наукоемкий бизнес открыт для взаимодействия с университетами, а частные фирмы в инновационном процессе мобильны и активны. С их помощью можно выполнять ответственные работы, достигать значительного научно-технического и социально-экономического эффекта. Вместе с тем, только на малый бизнес невозможно возложить еще и задачу создания национальной инновационной инфраструктуры, это по силам только государству, сделавшему ставку в решении стратегической задачи инновационного развития на университеты.


Все права защищены. При использовании материалов сервера - ссылка обязательна!
Информационный сервер www.regionuru.ru. Учредитель – ЗАО ИДК «Энтрон».
Cоставление, банк информации – Издательский дом корпорации «Энтрон».
E-mail: entron@ab.ru