RegionalCOM
ОЭЗ в Томске
Пути развития края
Новосибирск: 2030г.
История развития промышленности на Алтае

В статье использованы материалы, предоставленные
Управлением архивного дела Алтайского края


Разработка рудных месторождений на Алтае явилась основой зарождения и развития алтайской промышленности.

Впервые разрешение и монопольное право на строительство на Алтае заводов и рудников в начале 1726 г. получил крупный уральский заводчик Акинфий Никитич Демидов. Природные условия края благоприятствовали развитию горнозаводского производства. Здесь были обнаружены богатые запасы медных руд, а обширные леса и множество рек способствовали организации плавильных процессов. Правда, рабочих рук на Алтае не хватало.

В начале 20-х годов XVIII века в Кузнецком уезде (куда входил тогда Алтай) насчитывалось около 3 тыс. ревизских душ. Однако это не стало препятствием для Акинфия Демидова. В 1727 году им были направлены с Урала обозы с инструментами и мастеровыми людьми под началом горного офицера Н. Клеопина. И в конце года на р. Белой было начато строительство Колывано-Воскресенского медеплавильного завода, который заработал 21 сентября 1729 года и стал первенцем алтайской металлургии.

Располагая достаточными средствами А.Н. Демидов построил еще один завод – Барнаульский медеплавильный. Он был заложен в устье р. Барнаулки и в 1744 году начал выдавать металл.

Славился Алтай не только месторождением меди, но и драгоценных металлов: золота, серебра. А.Н. Демидов впервые начал чеканить монеты из алтайского серебра. Это не стало тайной. Слухи дошли до Петербурга, и с 1747 года Алтай становится собственностью русских царей.

Вторая половина XVIII века ознаменовалась дальнейшим развитием металлургического производства, особенно сереброплавильного. В 1762-1768 гг. был построен Павловский сереброплавильный, в 1775 – Алейский серебро-свинцовый заводы.

Основную массу населения и рабочей силы по-прежнему составляли приписные крестьяне, из числа которых рекрутировались мастеровые.

В результате столыпинской реформы началось массовое переселение на Алтай крестьян из других областей страны, что повлияло на рост экономики края.

В начале XX века заметно улучшилось транспортное сообщение Алтая с другими районами Сибири и центром страны, что оказало влияние на все сферы социально-экономического развития. В конце XIX века по северной части округа прошел участок Сибирской железной дороги, строились железные дороги: Алтайская, Кольчугинская, Кулундинская, Риддерская. Из них важнейшей была Алтайская, завершенная в 1915 году (Новониколаевск – Барнаул – Семипалатинск с веткой Алтайская – Бийск).

В конце XIX – начале XX вв. улучшились условия для развития частной обрабатывающей промышленности Алтая. После постройки Сибирской дороги с узловым центром в Новониколаевске из европейской части страны на Алтай наладилась поставка паровых двигателей и котлов. В этот период наибольшее развитие получили производства по переработке сельскохозяйственной продукции (мукомольная, винокуренная, пивоваренная, овчинно-шубная, пимокатная, кожевенная отрасли, а также лесопильная). В 1914 году в округе имелось 799 предприятий подотчетных фабрично-заводской инспекции, с числом рабочих 4 тыс. человек и суммой производства 17 млн. руб. К достаточно крупным предприятиям относились паровые мельницы, Бийская льноткацкая фабрика (открыта в 1910 г.), металлообрабатывающий завод Алейникова и Аверина в Барнауле (открыт в 1915 г.).

Наряду с фабрично-заводской промышленностью развивалось и мелкое производство. В 1914 году промыслы были развиты в 1274 деревнях округа, ими занимались более 53 тыс. крестьян, стоимость изготовленной продукции составила 1141 тыс. руб.

В этот период на Алтае сложился слой торгово-промышленной буржуазии. Крупными предпринимателями являлись в Барнауле – Суховы, Платоновы, Морозовы, Е. Мельникова, Федуловы, Поляковы, Ворсины; в Бийске – Морозовы, Асанов, Осиповы, Сычевы, Бодуновы; в Камне-на-Оби – Винокуровы. В отдельных отраслях образовались монополистические объединения, но в целом они не смогли конкурировать с монополиями центра и зарубежных стран в таких сферах экономики, как банковское дело, железнодорожное строительство, горная промышленность, торговля сливочным маслом и сельскохозяйственной техникой.

На промышленном развитии губернии в конце 20-х годов сказалось окончание строительства Туркестано-Сибирской железной дороги. Для переработки среднеазиатского хлопка был построен Барнаульский меланжевый комбинат. Барнаул превратился в один из центров текстильной промышленности страны.

Транспортная сеть Алтая постепенно расширялась и реконструировалась, в самом Барнауле железнодорожной веткой соединились пристань и вокзал.

Дальнейшее развитие получило промышленное производство. В 1928 г. начал действовать канифольно-терпентинный завод. В Барнауле, Бийске, Камень-на-Оби были построены крупные элеваторы, включающие мельницы; в Бийске, Рубцовске, Поспелихе – крупные мясокомбинаты. На Алтае появилась новая отрасль – сахароперерабатывающая, введены в действие Алейский и Бийский заводы.

В связи с увеличением посевных площадей подсолнечника и льна расширялись и реконструировались маслобойные и льноткацкие фабрики в Барнауле, Бийске и некоторых райцентрах. Развивалась химическая и стекольная промышленность. Вновь начали выдавать продукцию Петуховский и Михайловский содовые заводы, заработал Акутихинский стеклозавод, успешно развивались традиционные для Алтая пимокатное и овчинно-шубное производства.

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) внесла большие коррективы в хозяйственный облик Алтая, дала мощный толчок развитию его промышленности.

В годы войны Алтай принял более 100 эвакуированных предприятий из западных районов страны, в том числе 24 завода общесоюзного значения. Задачи были не только в короткие сроки наладить их работу, но и изменить профиль, организовать серийное производство военной продукции.

Кроме промышленного пришлось вести и гражданское строительство, требовалось жильё для эвакуированного населения.

В 1945 г. на каждого жителя Барнаула приходилось в среднем 2,08 м2 жилой площади. До войны Алтай не располагал собственной индустриальной строительной базой. В Барнаул и Рубцовск были направлены 2 строительных треста: Стройгаз и трест № 46.

Всего за годы войны в крае было построено 51 крупное промышленное предприятие, из них 14 в Барнауле. Так, на базе оборудования эвакуированного из Харькова, Сталинграда возник Барнаульский завод транспортного машиностроения, на базе ленинградского Невского завода – котельный завод. Был восстановлен завод механических прессов из Одессы, начали действовать Барнаульский станкостроительный завод, аппаратурно-механический. Оборудование Харьковского тракторного завода было размещено в Рубцовске, положив начало Алтайскому тракторному заводу. В годы войны это был единственный в стране завод, выпускающий тракторы и запасные части к ним.

В начале октября 1941 г. в нынешний Новоалтайск прибыл первый эшелон с людьми и оборудованием Днепродзержинского вагоностроительного завода. И здесь в рекордно короткие сроки было отлажено производство и поставка продукции фронту.

Несмотря на острую проблему обеспечения народного хозяйства кадрами, особенно квалифицированными, промышленное производство Алтая возросло за военное время в 1,6 раза, а оборонная промышленность в 1945 году выдала продукции в 40 раз больше, чем в 1941 г.

За время войны механический цех вагоноремонтного завода увеличил выпуск изделий в 25 раз, Барнаульский меланжевый комбинат одел своей тканью 50 дивизий, овчинно-шубная и швейные фабрики поставили полушубки и обмундирование для 2,5 млн. фронтовиков, сапого-валяльная и обувная фабрики обули 1,5 млн. бойцов и командиров Красной Армии.

Город Барнаул превратился в крупный индустриальный центр Западной Сибири. Первое послевоенное десятилетие было периодом массового освоения новой техники и технологии налаживания производства современных изделий. Так, в 1952 г. Алтайский тракторный завод взамен трактора АТЗ-НАТИ приступил к выпуску ДТ-54. В 1955 году этот завод произвел тракторов в 2 раза больше, чем за все годы войны.

В эти же годы в Барнауле был построен комбайно-сборочный завод, преобразованный затем в моторный. Вступили в строй завод геологоразведочного оборудования и ТЭЦ-2 в Барнауле, консервный – в Бийске, гардинно-тюлевая фабрика – в Горно-Алтайске. Единственный в Сибири вагоностроительный завод взамен железнодорожных платформ начал выпускать четырехосные крытые магистральные вагоны грузоподъемностью 60 тонн.

К началу 60-х годов Алтай представлял постепенно складывающийся аграрно-промышленный район. В крае производилось более 80% тракторных плугов, свыше 34% грузовых вагонов, около одной трети мощностей паровых котлов, выпускающих к тому времени в РСФСР. К концу 60-х годов только машиностроительные предприятия края выпускали более 200 видов машин и изделий, отвечающих требованиям самых высоких стандартов. Коллектив Барнаульского котельного завода был награжден болгарским орденом «Красное Знамя труда».

К 70-80-м годам промышленный комплекс края в основном сформировался. Эффективными факторами развития экономики становятся реконструкция и техническое перевооружение предприятий. Расширение границ крупных городов края привело к территориальному сближению заводских и жилых зон. Это, в свою очередь, позволило приступить к решению важнейшей для крупного производственного комплекса проблемы – экологической.

Научно-технические разработки вопросов охраны окружающей среды стали обязательными как на отраслевом, так и на региональном уровнях.

В последующие годы Алтайский край, как и другие регионы России, прошел через трудную полосу политико-экономических преобразований. Большинство крупных предприятий Алтая были ориентированы в советское время на оборонный заказ. Предприятия, не получившие государственных заказов, обанкротились или превратились в убыточные. В результате в 90-е годы XX века высвободилось большое количество работников, которых необходимо было переквалифицировать в соответствии с условиями рынка. Появились новые коммерческие структуры в сфере торговли и услуг, в сферах перерабатывающей пищевой промышленности, производстве строительных материалов.

В настоящее время в крае большое внимание уделяется развитию предпринимательства и дальнейшему наращиванию потенциала малого бизнеса.

 

Все права защищены. При использовании материалов сервера - ссылка обязательна!
Информационный сервер www.regionuru.ru. Учредитель – ЗАО ИДК «Энтрон».
Cоставление, банк информации – Издательский дом корпорации «Энтрон».
E-mail: entron@ab.ru